В рамках федерального проекта «Ипотека», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда», а также Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Росреестром осуществляется выдача электронных закладных.
Федеральный проект «Ипотека» направлен на перевод рынка ипотеки в электронный вид. В частности, предполагается переход на обслуживание заемщика в режиме онлайн – от выдачи кредита до регистрации прав на недвижимость.
Ряд кредитных организаций: ПАО СБЕРБАНК, Банк ВТБ (ПАО), АО КБ «Банк ДОМ.РФ», АО КБ «Русский Народный Банк», АО «Райффайзенбанк», ПАО «АК БАРС» БАНК, ПАО «Газпромбанк», ПАО «Совкомбанк», уже подключились к сервису Росреестра по выдаче электронных закладных.
В числе первых – Сбербанк, у которого по состоянию на 30 октября 2019 г. зарегистрировано более 3,4 тысяч электронных закладных.
Виктория Абрамченко, заместитель Министра экономического развития России — руководитель Росреестра: «Электронное взаимодействие с кредитными организациями позволяет существенно сократить сроки оформления ипотеки и повысить безопасность проводимых сделок с недвижимостью. Это, несомненно, важный этап цифровизации государственных услуг».
Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка: «Принятые изменения по ипотечным сделкам призваны упростить процесс выдачи, сопровождения ипотечного кредита и государственной регистрации залога недвижимости без дополнительных действий со стороны заемщика. До конца 2019 года Сбербанк планирует оформить более 25 тысяч электронных закладных, в 2020 году — более 200 тысяч».
Ранее Росреестр и Сбербанк запустили совместный сервис «Электронная регистрация», который позволяет зарегистрировать переход права собственности без посещения Росреестра или МФЦ. За время работы с 2016 года с использованием этого сервиса было зарегистрировано более 1 млн сделок по всей России.
Справочно:
Электронная закладная – это бездокументарная ценная бумага, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), и которая после регистрации в Росреестре передается на хранение в депозитарий, что полностью исключает риск утраты ценной бумаги и мошеннических действий.